Чарджбэк — краткая инструкция.

Предисловие.

Случилось худшее, компания, в которую вы вложили деньги, оказалась мошенником, и ваших средств как не бывало, как поступить в таком случае? Куда обратиться? Мир не настолько жесток, как может показаться после подобного удара. Платежные компании не хотят, что бы вы боялись использовать их карты, предусмотрели подобные ситуации, когда деньги утеряны по вине бессовестных  аферистов и разработали специальную операцию по опротестованию транзакций совершенных в пользу мошенников. Называется эта операция — chargeback (чарджбэк) Что это такое, и с чем это едят, мы расскажем ниже.

Что такое чарджбэк?

Что же, для начала разберемся, что же это за зверь такой — чарджбэк. Когда к нему можно прибегнуть, а когда нельзя. Если не сильно вдаваться в подробности, то это система опротестования платежа. Предусмотренна она для владельцев карт Visa и Mastercard. Естественно никто не будет отменять платежи по желанию мизинца вашей левой ноги. Ситуации, в которых возможен чарджбэк строго регламентированы. Пройдемся по ним:

1. Технические ошибки при переводах
2. Невозможность компанией предоставить оплаченный товар или услугу
3. Компания оказалась мошенником и не оказала оплаченные товары или услуги
4. Товар получен, но не в заявленный форме, например, поврежден или был доставлен не тот товар. Услуга оказана, но некачественно. Однако компания отказывается добровольно возвращать деньги.

Узнаете себя в одном или нескольких пунктов? Тогда чарджбэк может вам помочь вернуть свои кровные. В иных случая придётся искать иные пути, но это тема для отдельных статей. Если с этим понятно давайте узнаем о подноготной процесса. Поковыряемся, так сказать, под капотом.

Порядки проведения процедуры чарджбэк.

Первое что следует усвоить — это собственно, то, кем проводиться чарджбэк, при помощи кого и за счет кого. 

1. Первый участник это вы и ваш банк, представляющий ваши интересы (в том случае если его первичный анализ показал, что ваш запрос на чарджбэк обоснован, об этом позже)
2. Компания мошенников, с которой вы имели несчастье иметь дело, и представляющий их банк.
3. Ну и нейтральная сторона – платежная система выступающая в роли судьи. (Visa или Mastercard)

Но как проходит сам процесс, с чего он начинается? Распишем идеальный сценарий:

1. Начинается все с обманутых вас, вы идете в свой банк и подаете заявление на чарджбэк. Приодеться обосновать, почему вы считаете, что стали жертвой обмана. Доказать что услуги не были представлены. По хорошему к этому этапу следует основательно подготовиться и запастись циничностью и доказательствами. Помните, никто по доброте душевной в ваше положение войти не захочет, и от вашей печальной истории не растрогается. Надо четко понимать, что писать и почему.

2. Вы написали замечательное заявление полное неопровержимых доказательств. Банк проанализировав его понял что вы попадаете под одну из представленных выше категорий, и посылает соответствующий запрос в платежную систему.

3. Платежная система тщательно изучает запрос, и принимает решение. В нашем идеальном сценарии все прошло хорошо, и было решено ваш запрос удовлетворить.

4. Теперь уже платежная система, в свою очередь, посылает запрос в банк компании, в которой вы потеряли деньги. У их стороны есть от полутора до шести месяцев для представления доказательств в свою защиту.

5. Потом все это тщательно исследуется и анализируется людьми из платежной системы, после чего принимается решение касательно его удовлетворения. 

Возможные сложности и проблемы при подаче заявления.

В жизни редко все идет по идеальном сценарию, много зависит от того в какой компании вы пострадали, какой банк выдал вам карту, и прочее… Давайте поближе посмотрим на такие тонкости. 



Сбербанк
. — Если  вы клиент Сбербанка, то сложно с уверенностью сказать повезло вам или нет. В целом необходимые процедуры в этом банке налажены, но в нем частенько попадаются некомпетентные младшие сотрудники, которые могли и не слышать про чарджбэк, в связи, с чем они отказываются принимать непонятные бумажки, что вы им принесли.  Если вам «повезло» попасть на такого вот «специалиста» не паникуйте, справиться с этим препятствием не сложно. Достаточно просто позвать старшего сотрудника, они, благо, более компетентны. Если же и он оказывается дубом, всегда можно пойти в другое отделение банка. Но мы рекомендуем исключить человеческий фактор из уравнения. Просто отправьте все документы заказным письмом по почте в главное отделение. Или еще проще, отправьте все бумаги по е-мейл: [email protected]

Имейте  ввиду, что в список необходимых документов для заявления на чарджбэк в сбербанке, будет входить специальная форма банка (впрочем, это характерно для многих банков, формы можно получить в отделение или найти в интернете). Так же вероятнее всего запросят переписку с компанией, к которой у вас претензии, в качестве доказательства, что вы пытались все уладить мирно.

 

 

 

 

Тинькофф – если вы счастливый обладатель карты этого банка и вам необходимо сделать чарджбэк, что же, вы в полной мере осознаете что не такой уж вы и счастливый. Сей банк зарекомендовал себя полным пренебрежением к обязательствам по процедуре чарджбэк, скорее всего вам тут же откажут по надуманным причинам. Пробить их оборону довольно сложно. Зачастую может потребоваться арбитраж. Также не забывайте, что Тинькофф является онлайн-банком, у него нет своих отделений, так что придётся пользоваться электронной почтой.

 

Альфабанк – в отличие от других банков тут даже специальной формы на подачу заявления не предусмотрено, конечно, можно воспользоваться формой другого банка, но это полбеды. Как и Тинькофф, Альфабанк тоже не спешит помогать тем, кто обратился с заявлением на чарджбэк. Хотя до уровня цинизма Тинькофф он не дотягивает.

Теперь поговорим об отличиях visa и mastercard (maestro)

Visa если вы все сделали правильно и подпадайте под озвученные выше категории, по визе особых проблем быть не должно, главное все делать в соответствие со сроками, так же у вас, скорее всего, запросят дополнительные разъяснения, нужно быть готовым их предоставить.

Ниже представленные коды причин чарджбэк в системе visa. Внимание! Они устарели, так что здесь они представлены лишь для того что бы вы могли ознакомиться с артефактом ныне ушедшей эпохи.

Mastercardне так давно они ужесточили правила и сократили список легитимных причин для подачи на чарджбэк. Так что желательно перед составлением заявления очень внимательно изучить соответствующие правила MC. В целом добиться возврата у Mastercard значительно сложнее, чем через Visa.  

Ниже представлены устаревшие коды причин. Опять же в ознакомительных целях. Использовать их уже нельзя.

Интернет кошельки – соболезную. К сожалению, тут почти без шансов. Банк сошлется, на то, что перевод был в пользу кошелька, а не мошенника и отправит с вашим заявлением собственно к кошельку. А у них обычно подобные чарджбэку мероприятия не предусмотрены.

На этом все, в следующих статьях мы более подробно рассмотрим частности, а также сложности, с которыми мы можете столкнуться при подготовке заявления на чарджбэк.

2 комментария

    Вячеслав

    Деньги переводились в ноябре, декабре 2016 года и в январе 2017 года.
    Брокер «ForenX». Реален возврат?

      KZL

      Здравствуйте! Процедуру чарджбэк можно провести только в течение 540 дней со дня платежа по картам Visa и MasterCard и в течение 360 дней со дня платежа по карте МИР. Если ваши платежи осуществлялись в декабре 2016 и январе 2017, то сделать по ним чарджбэк невозможно, так как прошли сроки для подачи заявления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*