Набрав в поисковике «чарджбэк сбербанк» вы получите массу ответов, и складывается впечатление, что информации по процедуре чарджбэк очень много, и особенно ее много про то, как сделать чарджбэк в сбербанке.
К сожалению, 90% находящейся в интерне информации это бесполезное графоманство, заблуждения и устаревшая информация.
Не будем забывать, что в нашем мире ничего просто так не бывает, и процедура чарджбэк не исключение. Единственным верным источником информации могут быть только документы, полученные из официальных или авторитетных источников, и собственно сами ответы из банка. Мы собрали в этой статье всю нормативную базу, на основании которой Сбербанк делает или не делает чарджбек. А также описали, почему и на основании чего заявление на чарджбек в сбербанке проталкивается или на оборот, почему сбербанк отказывает в запуске процедуры чарджбэк.
1. Нормативно — правовая база:
Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ознакомиться можно на официальном сайте «КонсультантПлюс» — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625)
Условия банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк (ознакомиться можно на официальном сайте ПАО Сбербанк –
https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/udbodo280617.pdf)
Visa Core Rules and Visa Product and Service Rules (ознакомиться можно на официальном сайте ПС Visa https://usa.visa.com/dam/VCOM/download/about-visa/visa-rules-public.pdf)
Правила платежной системы Виза по осуществлению операций на территории Российской Федерации (ознакомиться можно на официальном сайте ПС Visa – https://www.visa.com.ru/visa-everywhere/about-visa/legislation.html).
2. В каких случаях можно обращаться за процедурой чарджбэк
В любых, когда по карте была совершена покупка. Именно покупка на сайте в виртуальном POS терминале, что это такое почитайте вот тут — https://ru.wikipedia.org/wiki/POS-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB. Да, да, совершая оплату на сайте брокера или еще где то еще, вы совершаете такую же покупку по карте как и в продуктовом магазине, только «штучка», в которую вы вводите данные карты виртуальная. В общем, если вы что то купили в интернете, и не получили услугу или товар, то можно делать чарджбэк. Так же можно подать за не оказанную услугу или прерванную услуг. Можно в теории. На практике все далеко не так просто. Более подробно в каких случаях можно делать чарджбек описано в статье по ссылке — .
3. Как проходит процедура чарджбэк в сбербанке в теории
В теории держатель карты описывает произошедшее, описывает товар или услугу, которую не получил. Прикладывает чеки, договора, скриншоты и т. д. все, что относится к покупке. Заполняет специальную форму, которая называется «ЗАЯВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА сбербанк» оно же RETAIL CUSTOMER STATEMENT FORM, никаких других бланков заполнять не нужно, их просто нет. Далее все это подается в отделение или отправляется по электронной почте на [email protected]. Или что реже, чарджбэк отправляется через сбербанк онлайн. После этого Сбербанк присваивает номер обращению. Внутри банка заявление обрабатывают и отправляют в отсканированном виде через программу Visa net в банк эквайер. Все, процесс пошел, через 2 – 3 месяца деньги поступают на карту теми же платежами что и списывались с нее.
4. Сложности на практике
А на практике все далеко не так радужно. Первое что нужно понять, это то, что банк ничем не обязан держателю карты ни по закону, ни по договору, если речь не идет о деньгах, украденных с карты. Чарджбэк – это не услуга, которую банк обязан предоставить своему клиенту. Банк может, но не обязан. Банк можно убедить, запустить чарджбэк, но не заставить. И это прописано в федеральном законе:
Статья 9. «Порядок использования электронных средств платежа»
8 «Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств».
Выдержка из Федерального закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 N 161-ФЗ
То есть банк обязан рассмотреть заявление, но не обязан запускать чарджбэк. Банк принимает решение о запуске, или отказе руководствуясь своими соображениями. В том числе и физическим лицам держателям карт. Нужно знать, что написать в заявлении на чарджбэк, чтобы банк не выкинул его в помойку при получении.
Это что касается обязательств. То что банк не обязан еще не значит, что он этого не делает. Сбербанк делает чарджбэк. Только нужно знать, что писать, а еще не останавливаться на формальных отказах от банка или бросать все из-за сотрудника в банке, который сказал, что такой процедуры нет. Ниже мы приводим основные сложности при подаче на чарджбэк в Сбербанке:
— При подаче в отделение вы можете нарваться на операциониста с синдромом вахтера, который будет убеждать вас, что такой процедуры нет, что банк тут ни причем и т. д. Как правило, это проходит после ознакомления с формой, которую мы приводили выше. Ведь не может быть так, что форма есть, а процедуры нет.
— Отказ по срокам подачи заявления о спорной операции (по правилам визы можно подаваться в течение 540 дней, тоже правда с оговорками). Банк может дать отказ, мотивировав его тем, что подать подобное заявление можно только в течение 60 дней с даты совершения платежа. И это действительно прописано в договоре Сбербанка:
И в тоже время это не совсем верно, так как с формальной точки зрения спорная операция по карте сбербанка – это мошенническая операция, то есть списанная без ведома держателя карты, без введения 3D-Secure кода. Оплата, которая совершена по карте добровольно, но за которую не был получен товар или услуга не считается спорной. То есть это выходит за рамки договора и во всем этом банк нужно будет убедить. Ведь банк формально должен соблюдать правила визы, а виза предписывает своим участникам оказывать помощь друг другу (Выдержки сделаны из Правил платежной системы Виза по осуществлению операций на территории Российской Федерации ):
Более того, возможность провести чарджбэк прописана в основных правилах визы:
Есть только одно большое НО, ниже мы объясним.
— отказ из-за несоответствия возникшей ситуации правилам визы.
Если предыдущие отказы это недопонимание сотрудников банка, то этот это уже серьезный и обоснованный отказ. Правила визы изменились в октябре 2018 года и требования для заявлений на чарджбэк по брокерской тематике обросли дополнительными требованиями. Например, требование предоставить в банк скриншот положительного баланса денежных средств (это видно на скриношатх правил выше). Подробнее об этом можете прочитать в статье про сложности чарджбэка по карте виза с 2018 года. Вот пример подобного отказа:
Или вот еще один более свежий:
И встает вопрос, что делать, если нет положительного баланса? И это не единственный подводный камень, который вылезет по ходу процедуры. Это только один пример, который мы приводим в ознакомительных целях.
— требования дополнений
Так же с высокой вероятностью банк будет просить дополнительную информацию по обращению. Например, такую:
Или такую (это Сбербанк Казахстан):
То есть банк будет уточнять множество деталей, которые не всегда бывает, возможно подготовить самостоятельно.
Подведем итоги
В итоги мы имеем процедуру, которую банк не обязан делать, а только может если все бумаги подходят. Это тонкая процедура. Знание правил платежной системы и понимание того, что банк хочет видеть, понимание капризов банка, вот в чем залог успеха. При этом нужно понимать, что писать в заявление, чтобы не испортить процедуру в самом начале. Так же на протяжение всего процесса нужно следить за обращением по номеру обращения. Следить нужно обязательно, так как банк может закрыть обращение и не оповестить об этом. Поэтому если у вас серьезные (или не очень) денежные потери, а не купленная на алиэкспресс футболка, то не пытайтесь найти образец заявления на чарджбэк, так можно было сделать в 2015 году. А сейчас в условиях изменившихся правил платежных систем самостоятельная подача чревата.
Так же нужно учитывать, что эта статья справедлива только для карты виза, в связке чарджбэк — сбербанк – visa. По карте MasterCard с апреля 2017 правила были усложнены настолько, что самостоятельно подать на чарджбэк из брокера по MasterCard стало практически невозможно.
Как сделать все правильно?
Если вам нужна помощь в оформление процедуры чарджбэк или консультация, то оставьте свои данные в форме ниже или напишите нам на почту [email protected]
Мы уже три года занимается помощью в оспаривании платежей, которые были совершены с помощью пластиковых карт Visa, MasterCard, МИР, Discover Card, American Express Card. Так же тарифы на наши услуги содержат в себе тариф «Без предоплаты», с расчетом только по факту возврата средств, что исключает дополнительные потери с вашей стороны.
Хотела проконсультироваться по поводу возврата денег от брокера мошенника. Мошенники не давали выводит мои средства, придумывая разные уловки, после совсем заблокировали всякую связь. Переводы совершены в октябре 2018 г. сумма около 945000 рублей, мастеркард, сбербанк, брокер мошенник BROKFX LTD. Хотелось бы узнать, есть ли шанс? И как с предоплатой?
Со мной случилась примерно такая же история .В апреле 2019 года я перевела с карты VISA Сбербанка 250 долларов я так думаю лжеброкеру или лжетрейдеру на сайт BiTxc.com Примерно 2 недели лжетрейдер работал со мной и счет пополнился (или нарисовали его я так думаю) и вырос где то до 568 долларов. затем трейдер стал настаивать на какой то страховой сделки. где можно много заработать и принуждал меня взять кредит. Кредит был мною оформлен онлайн без документов на 250 тыс.руб. Я заподозрила неладное. т.к в интернете про эту компанию есть много негативных отзывов: и что они как раз выманивают деньги на какую то страховую сделку, счет пополняется (я все таки думаю рисуется) и затем при заявлении на вывод средств -деньги не отдают. Я отказалась от кредита. и все мой трейдер перестал мною интересоваться. нагрубил мне чуть не матом и перестал звонить и работать со мной. 16.05.2019 года я запросила вывод моих личных средств 250 дол, которые перечислила в апреле. т.к окончательно поняла что это действительно мошенники. И соответственно до сих пор ничего не получила. Я слышала . что можно вернуть свои деньги через банк. позвонила по горячей линии в Сбербанк и мне ответили . если вы сами перечислили деньги с карты. то обращайтесь в полицию. я говорила что это мошенники и страдают сотни людей. Они взяли просто заблокировали мою карту. как будто вышло что это я мошенник, а с ними они ничего выходит не могут сделать. Есть 115 Закон .Я знаю что у нас на местах банки без всяких объяснений блокируют счета мелких предпринимателей. а здесь орудует можно сказать банда мошенников и к ним нельзя применить ни какие санкции хотя бы в рамках этого закона., хотя я думаю что здесь необходимо заблокировать сам сайт. мой трейдер хвалился что у них все схвачено в сбербанке., в т.ч эти страховые сделки. ну правильно они же принуждают брать кредиты в Сбере. а вы простой народ идите в полицию и пока суть да дело пострадают еще сотни людей. Необходимо немедленно заблокировать этот сайт. куда следует обратиться с этим вопросом? ну а про свои деньги — я думаю их потеряла навсегда. попробую сама написать заявление. т.к еще кому то платить денег совсем нет. Извините , но я изменю имя, т.к при разговорах по телефону они меня определяют почему то именно по имени. спасибо вам за подробные разъяснения и тонкости по возврату средств через банк. Пока счет они мне не закрыли, не блокировали. какую информацию я могу от туда взять ? скриншоты выписки есть. Есть скрин одного перевода.когда деньги им перечисляла.
Уважаемая Елена, чем у вас закончилось дело? Со мной приключился аналогичный случай, только с другим лже-брокером…
Приветик всем, я тут новенький «352»
и чем закончилось дело?У меня один в один